Описание темы: Привлечение и участие
Привлечение входит в обязанности властей. Целью привлечения является предоставление гражданам или, представляющим их интересы представителям объединений, возможности принимать участие в процессе принятия касающихся их решений, в том числе и в законотворческом процессе.
Привлечение и участие - это две стороны одного действия. Тот, кто привлекает, делает процесс принятия решения открытым и инициирует сотрудничество. Участник привносит свою экспертизу, представляет определённые интересы, позиции и предлагают возможные решения. Участие помогает пробудить чувство хозяина и бремя ответственности за принятое решение. Чтобы стать успешным привлекающим, необходимо понимать потребности участников и представлять возможности для участия на разных этапах принятия решений.
В целом, сегодня сложно улучшить ситуацию с привлечением и участием, в связи с отсутствием уверенного лидера, а также и то, что вовлечение по-прежнему не является обязательным и отсутствует механизм контроля за процессом. Кроме того, вовлечение ограничивает и приверженность традиционным формам участия, то есть фактически отсутствует понимание множественности форм участия. Сегодня мало используются такие новаторские формы как создание сообществ, решения в области информационных технологий или вовлечение ограниченных групп.
Вовлечение часто формально или ли шь кажущееся, а не содержательное, то есть часто используется подобная риторика: ”Но мы же отправили Вам письмо по электронной почте по поводу….” Также, вовлечение происходит на стадии принятия окончательного решения, а не на стадии его разработки. Присутствуют и оборонительные позиции, особенно если гражданское объединение пытается претендовать на то, чтобы быть вовлечённым в новую для себя сферу.
Принимающие решения не воспринимают предпринимателей как потенциальных вовлекающих. Также, не всегда понятна цель вовлечения и не сообщается, с какой целью вас пытаются привлечь. Вовлечение не самоценно.
Проблемы, связанные с вовлечением и участием, в зависимости от целевой группы, можно разделить на три части: связанные с органами местного самоуправления, с государственными учреждениями и гражданскими объединениями.
Вовлечение на уровне органов местного самоуправления
Рассматривая местные самоуправления, можно заметить, что проблемой является отсутствие консультационной системы при органах местного самоуправления. Кроме того оказывается недостаточная поддержка обучения, связанного с вопросами вовлечения, в рамках которых заинтересованные стороны, как привлекаемые, так и привлекающие, могли бы собраться за общим столом переговоров. Часто и у самих органов местного самоуправления отсутствует возможность обмена полезным опытом.
На местном уровне отсутствует договорённость по вопросам успешной практики привлечения, хотя в процессе привлечения и участия следует учесть различные нужды больших и маленьких органов местного самоуправления.
Гражданские объединения и граждане редко привлекаются к процессу составления программы развития органов местного самоуправления и бывают упомянуты в качестве организаций и лиц, занимающихся воплощением программы развития в жизнь с соответствующим бюджетом.
Привлечение на уровне государственных учреждений
Рассматривая государственные учреждения, прежде всего министерства, можно отметить, что уже с 2007 года существует проблема малой роли сети ответственных за привлечение координаторов и маленькая степень общения её членов между собой. Также часто не планируется график для отслеживания действий, связанных с процессом вовлечения. Причина, скорее всего, кроется в том, что в обучающих семинарах, связанных с вопросами вовлечения принимают участие в основном внутренние специалисты, а не руководители. Это означает, что среди чиновников следует внедрять данную практику привлечения по восходящей.
Вовлечение на уровне гражданских объединений
Рассматривая гражданские объединения можно увидеть, что проблемой по-прежнему является тот факт, что объединения, вместо того чтобы занять активную позицию, сидят и ждут, когда их пригласят принять участие в том или ином процессе. В тоже время трудность для объединений связана и с вовлечением своих собственных членов, партнёров или целевых групп, причиной тому может быть недостаточно развитая внутренняя демократия.
Препятствием является и то, что при вовлечении от гражданских объединений ожидают, то что они займут определённую позицию, не учитывая того, что гражданское объединение может представлять интересы различных групп, что может привести к невозможности формирования единого мнения.