Описание темы: гражданское образование
Под понятием образования гражданина понимаются навыки, знания и ценности, которые поддерживают активное и ответственное участие гражданина в жизни общества, и помогают находить необходимые для этого возможности, желание и осведомлённость.
Более половины населения Эстонии никогда не сталкивались с проявлением гражданской инициативы и не проявляли (политической) активность за исключением участия в выборах. Поэтому важно сосредоточится на русскоязычной части населения Эстонии, чтобы уменьшить разницу в степени информированности эстоно- и русскоязычной аудитории.
По – прежнему проблемой является и раздробленность сферы образования гражданина, которой занимается и ныне действующая программа развития гражданского общества 2011- 2014.
Образование гражданина в формальном образовании
Учащиеся основной школы и гимназии во время обучения редко сталкиваются с гражданским обществом и объединениями, прежде всего отсутствует возможность приобретения практического опыта или в более широком смысле мало используются активные методы обучения. Другая крайность – это когда занимаются темой гражданского образования, но полученные знания остаются теоретическими, поскольку у преподавателя не обязательно будет практический опыт.
Теоретические знания наших учащихся в сфере образования гражданина выше среднего уровня по Европе, но вот что касается участия в общественной жизни, то этот показатель ниже среднего уровня. Это может быть обусловлено недостаточно развитой школьной демократией. До настоящего момента школьная демократия выражалась в наличии и поддержании работы ученического представительства, но школьную демократию следует рассматривать шире, чем просто работу школьного радио и организацию спортивных мероприятий, недостаток понимания на государственном уровне, каким образом пассивных учащихся сделать активными, инициативы образования гражданина доходят до учащихся слишком поздно или вообще дело в том, что учителя боятся потерять контроль над ситуацией в классе.
Та же проблема присутствует как в прикладных, так и в высших учебных заведениях, поскольку и там зачастую отсутствуют возможности проведения курсов предметов по выбору, которые были бы связаны с гражданским обществом и образованием гражданина, есть и исключения, например в учебных программах Tallinna Tehnikaülikool и Tallinna Ülikooli Pärnu kolledž есть обязательные предметы, связанные со сферой образования гражданина.
В тоже время широкое распространение получила идея организации учебных форм в школах, в качестве примера можно привести такие объединения как Junior Achievement или Junior Chamber International (JCI) которые активно развивают предприимчивость. Вышеназванные организации могут стать позитивным примером, следует ознакомится и с опытом Великобритании, где у 16 – 17 летних молодых людей есть возможность принять участие в программе National Citizen Service, в рамках которой они могут поработать добровольцами. Следует, однако, учесть, что внедрение общественной практики должно происходить не снизу вверх, а начинаться сверху.
Общеобразовательные программы содержат ключевые темы образования гражданина и инициативы, отсутствует лишь сотрудничество за рамками предмета и связь между темами. Отсутствует также межсекторное и общее сотрудничество, потому что, к примеру в рамках обучения основам предпринимательства не рассматриваются социальные аспекты или то, как будучи предпринимателем можно решать социальные проблемы. Ещё одним препятствием является тот факт, что на государственном уровне отсутствует доверие к альтернативным методам обучения, поскольку они пока не смогли на практике доказать свою пользу или влияние. Поэтому, и учителя, и ученики настороженно относятся к возможности задействовать на уроке приглашённых специалистов.
С проблемой отсутствия социального аспекта в программе обучения предпринимательской деятельности связано и то, что в министерстве Экономики и коммуникации отсутствует реалистичная программа ответственного продвижения предпринимательства.
Образование гражданина в рамках неформального образования
Кроме отсутствия меж предметных связей, отсутствует и связь с различными проектами и программами, инициированными третьим сектором. В последнее время в Эстонии получили распространение сразу несколько инициатив, например, общественная практика EMSL, программа „Ettevõtlik kool“, Tagasi kooli (Назад в школу) и многие другие, но в государстве отсутствует как обзор (данные о том, сколько учителей и учащихся непосредственно связаны с такого рода деятельностью), так и объективного понимания, что есть образование гражданина. Важным недостатком является и то, что понятие образования гражданина до сих пор не сформулировано и нет единого мнения о его содержании, поскольку образованием гражданина занимаются несколько групп, которые имеют своё видение данного вопроса.
Трудности с образованием гражданина существуют и за пределами школы, поскольку остаётся нерешённым вопрос, как донести образование гражданина до взрослых, как работников и чиновников, так и до представителей старшего поколения, свободных объединений и людей с особыми нуждами. Что касается работников и чиновников открытым остаётся вопрос, как сделать так, чтобы люди заговорили об образовании гражданина в организации, а вот, что касается свободного объединения, то как способствовать формированию объединений, действующих в интересах общества, а не для самообразования или просто как возможный источник дохода. В тоже время сегодня объединения не предлагают обществу никаких действий, связанных с обучением гражданина, а если и предлагают, то это единичные случаи, которые не способны изменить картину в целом (например, проведение учебных кружков).
Взрослые, наряду с учащимися, являются важной целевой группой, поскольку если в школе или в семье не происходит знакомство со связанными с обучением гражданина ценностями, следующие поколения не будут восприимчивы к изменениям, и мы столкнёмся с ситуацией замкнутого круга. Важно обозначить и проводимую Eesti Täiskasvanute Koolitajate Assotsiatsioon Andras неделю обучения взрослых, которая потеряла свою прежнюю привлекательность и уже не так широко освещается в обществе.